ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

17.03.2010

История моды 19 века — беседа о шляпках

МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа третья о шляпках.

Специально для портала Irk-fashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».

Сегодня мы с вами поговорим о шляпках — этом изящном элементе женского костюма. «Мода на шляпки более всего капризна и непостоянна; ничто не меняется так быстро, как фасоны шляп», — читаем мы в «Журнале для хозяек», популярном среди иркутянок на рубеже 19—20 веков. — «Один фасон следует за другим и прежний фасон, так недавно восхищавший нас, остается забытым, а на первый план выдвигается все новое и новое, иногда, правда, и не совсем удачное, но привлекающее и чарующее своей новизной и неожиданностью».

Женские головные уборы во второй половине 19 века стали служить преимущественно целям украшения, почти утратив свои практические функции. Форма шляп и их отделка менялись также стремительно, как обновлялся модный силуэт платья. Ежемесячно журналы мод предлагали десятки новых фасонов дамских шляпок, причем здравый смысл при этом часто отсутствовал.

Известно, что увлечение загаром относится к двадцатому веку, а в девятнадцатом, когда модным был бледный цвет лица, дамы избегали солнца, и, следовательно, шляпка должна была закрывать лицо. Однако в 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», о которой журналы писали следующее: «Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».

 

И все же маленькие шляпки фасона «ток» продержались в моде практически столетие, менялась лишь их отделка. Так, в первой половине 19 века «токи» были пышно украшены перьями, аграфами с драгоценными камнями и пряжками. Во второй же половине отделка «тока» становится скромнее, размер шляпки уменьшается. Вот как описывает головной убор княгини Бетси Тверской Л. Н. Толстой в «Анне Карениной»: «Ее шляпка, где-то парившая над ее головой, как колпачок над лампой...».

Кроме «тока» во второй половине 19 века популярны были также шляпки фасона «кибитка» —  их круглые поля мило обрамляли лицо. У таких шляпок было круглое донышко и тулья, отделывались они изнутри и по нижним краям тульи матерчатыми цветами, перьями, лентами, кружевными оборками, а также густо сосборенными ромбами из легких воздушных тканей и тесьмы.

Вообще, отделка шляпок во второй половине 19 века была весьма разнообразной и богатой — шляпы отделывались лентами из атласа, газа, тюля, перьями страуса и цапли, гирляндами листьев, вырезанными из той же ткани, что и сама шляпа, цветами из шелка, столь близкими к природе, что, казалось, их копировали с ботанического атласа. Все эти украшения были сделаны искусно и тонко, существовала даже специальная профессия «флеристка» — модистка, занимавшаяся только шляпными отделками, украшениями, изготовлением цветов, букетов. А журналы мод публиковали систематический курс рукоделия — изготовление цветов на шляпку для женщин скромного дохода.

В начале 20 века в моду вошли шляпы с перьями, крыльями птиц и даже целыми гирляндами маленьких птичек. В связи с этим поднялось мощное движение протеста в защиту пернатых. Была создана даже Лига против ношения птичьих чучел на дамских шляпках, которая публично протестовала против варварского истребления пернатых.

Все изменения ветреной шляпной моды быстро доходили в то время и до Иркутска. В своих «Воспоминаниях иркутянки» Лидия Тамм пишет: «В моде были береты, конфедератки с околышем, шляпы типа „ток“ или „рондо“, сомбреро, эспаньерки (пилотки), цилиндры и полуцилиндры, шляпы с шарфами, продернутыми через тулью, отделанные шелковыми, бархатными и кожаными цветами, перьями страуса, павлина, стеклярусными украшениями; шляпы из фетра и панбархата; капоры для детей и чепчики для пожилых женщин. Летние шляпки делали из тюля или шелка на проволочном каркасе, дамы охотно носили шляпки из натуральной и шелковой соломки. Меховые шапки шили прямой формы. Вначале на голову надевали легкий оренбургский платок, затем шапку, а сверху покрывали другим платком или шалью».

    

Фото и шляпки из коллекции Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»

В Иркутске шляпы можно было приобрести в магазинах, а можно было заказать их модистке. Известностью пользовались мастерские дамских шляп И. И. Шточек (угол 5-ой Солдатской улицы и Власовского переулка; ныне угол улицы Богдана Хмельницкого и переулка Пионерского) и Е. Д. Андреевой (угол улиц Тихвинской и Харлампиевской; сейчас угол улиц Сухэ-Батора и Горького).

Неотъемлемым атрибутом дамской шляпки были длинные шпильки, которыми шляпка крепилась к пышной женской прическе. Шляпные шпильки имели самые причудливые формы — в виде металлического штыря или листьев. Их украшали бусами, эмалью и стразами. Но если для модниц шпильки были дополнительным элементом украшения, то для окружающих они порой представляли опасность. В одной из иркутских газет было опубликовано следующее курьезное сообщение: «Гуляя по улицам Иркутска, прелестные иркутянки имеют обыкновение закалывать свои шляпки громадными, остроконечными шпильками, торчащими вбок. Пишущий эти строки был свидетелем, как во время вечерних прогулок один молодой человек, протискиваясь в толпе, чуть не поплатился глазом за эту моду. К счастью, глаз остался цел».

Шляпная мода первой мировой войны ликвидировала и пышные банты, и перья, и шпильки, а революция 1917 года вовсе изгнала шляпку из гардероба женщины, заменив ее на кумачовую косынку.

Наталья Гончаренко, заведующая отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».

«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.

 

Другие материалы на сайте:

МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа вторая - о нижнем белье.

МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа первая.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера