ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

17.09.2014

Модный эпатаж и эпатажная мода. Мнения fashion-экспертов.

Вряд ли, услышав слова «модный эпатаж», вы подумаете о Вивьен Вествуд. С большей уверенностью можно утверждать, что перед вами предстанут картины далеких от целомудренности монашек, прочих увлекательных фотосессий или (хотя я лично вам такого не желаю) Кончиты Вурст в фотосессии Карла Лагерфельда. Сегодня мы хотим постараться хотя бы на малую долю исправить это недоразумение и поговорить о том, что на самом деле представляет собой эпатаж в моде. 

Вообще, эпатажем можно назвать шокирующее, неоднозначное поведение, которое весьма выбивается из принятых социальных рамок. Относительно моды – это нечто такое, что заставляет сосредоточенный на трендах глянцевый мир негодовать, возмущаться и удивляться. Именно поэтому мы и упомянули в начале статьи дизайнеров, чьи коллекции не только производили (а Вивьен и продолжает) ошеломляющее впечатление на почтенную публику, но и тем самым меняли моду – чего только стоит панк от Вествуд, гротескные шоу от Маккуина или потрясающие фотографии Гельмута Ньютона, способные ошеломить всерьез и надолго.  

Но, увы, благодаря «усилиям» некоторых персон от мира моды, эпатаж стал ассоциироваться по большей части с чрезмерной наготой и вульгарностью. Хотя с последним у нас ассоциируется не только изобилие обнаженки, но и китчеватая, простите, попа в стразах от Versace. 

Несомненно, одним из главных виновников такого «поворота» можно назвать Карин Ройтфельд, бывшего главного редактора французского Vogue. Гейши с грудью наголо (замечу, что количество обнаженной груди на страницах Vogue во времена Ройтфельд зашкаливало все допустимые пределы), выбритые лобки, голые монашки (о, эти монашки, которые докатились и до творческих замыслов фотографов и стилистов Иркутска!), дети в соблазнительных позах – это все привнесла в журнал именно Карин. Вероятно, именно поэтому она в конце концов и была уволена «по собственному желанию» - многие критики склонялись к мнению, что она стала не у дел со своим откровенно махровым представлением о смелости и эпатаже. 

Мы решили спросить двух модных экспертов о том, в чем заключается различие между эпатажем и банальной пошлостью. А также попросили предположить, возможна ли мода без эпатирования публики? 

Наталья Смагло, модельер:

«Пошлость в моде может означать очень многое – непристойность, вульгарность и просто безвкусицу. Вероятнее всего, оба эти понятия очень относительны и часто параллельны. Ведь можно и в трусах в люди выйти, но не выглядеть пошло или безвкусно, смотря в каких, куда и как. Мне кажется, что пошлость – это слепое следование моде, когда человек теряет свою индивидуальность, становится похожим на многих. Когда не задумываясь, приобретаются вещи, не подходящие по фасону, размеру, цвету, возрасту или статусу, только потому, что это просто модно. Одежда ведь должна быть украшением, индикатором настроения, создавать гармоничный образ человека. Синоним «Пошло» в моем понимании – «Некрасиво». Также пошлость может граничить с эпатажем, какой-то провокацией. Эпатажная личность всегда притягивает внимание, шокирует и уж точно запоминается. Эпатаж в первую очередь – что-то сверхновое или нарушающее общепринятые устои. В отличие от пошлости в моде, в моем понимании, эпатаж выражается не только во внешнем виде, но и в поведении, стиле жизни. Это умышленное желание выделиться, а «пошлость», наверно, получается случайно. Тем не менее, эпатаж может быть безвкусным – опять же пошлым, и «вкусным», когда все продумано до мелочей и соответствует задуманному. А еще есть просто очень творческие люди, которые вроде и выглядят как фрики, очень странно и несуразно на первый взгляд, но в этом все они… И невозможно их представить в другой одежде. Если попытаться вспомнить пример, то первой вспоминается, конечно, Леди Гага – я думаю, всем запомнились ее яркие, неожиданные костюмы. Жанна Агузарова, Сергей Зверев – самые известные, пожалуй, из отечественных знаменитостей. Из любимых - Линда. Если говорить о дизайнерах, то гении эпатажа, несомненно, Вивьен Вествуд, Джон Гальяно и Александр МакКуин. Хотя я думаю, что мода вполне возможна без эпатажа – мода как уличная, так и подиумная. Эти понятия могут пересекаться, создавать одно целое или же быть абсолютно обособленными друг от друга». 

Ольга Жукова, имидж-дизайнер:

«Довольно сложно в 21 веке придумать что-то новое, а острая конкуренция за кошельки и внимание покупателей требует от дизайнеров и модных домов именно этого. Отсюда - волна китча и вульгарности на подиумах и улицах, которая, к счастью, сегодня спадает. Однако такие проявления массовой культуры и моды совпадают с эпатажем лишь с внешней точки зрения. И главное отличие, на мой взгляд, в концептуальности эпатажа, наличии идеи, которая стоит за внешними формами. И, конечно, в чувстве края и гармонии, что зачастую определяется культурным багажом автора.

Я очень разделяю подслушанную на одном из семинаров мысль о том, что если Энди Уорхолл и прочие постмодернисты перерабатывали в своем творчестве классиков, хорошо зная их, то современные постпостмодернистские попытки творчества – это напевы на тему Энди Уорхолла, оторванные, собственно, от первоначальной идеи и самой базы, лежащей в основе творчества постмодернистов. Также и в нашем случае – откровенность и порочность нарядов Тьерри Мюглера, подчеркивавшее совершенство и красоту тела, несли переосмысление им темы средневековья, ренессанса, эпохи голливудского гламура, на которые накладывался личный отпечаток сценического балетного опыта. Эпатажные перфомансы Мюглера – это почти искусство, предвосхитившее многие тренды 21 века. В то время как другие выступления в стиле порно-шик легко скатываются к пошлости. К слову о самом-самом примере эпатажа – для меня это Тьерри Мюглер с его изящной вызывающе шикарной чувственностью.

Возможна ли мода без эпатажа? Конечно, ведь мода есть усредненная тенденция, то, что предпочитает большинство. Однако если говорить о развитии моды, в котором огромную роль играют революционеры, идущие против общих правил и социально-принятых норм, то здесь выступают громкие заявления Вивьен Вествуд, Джона Гальяно, Александра Маккуина, Тома Форда, Тьерри Мюглера и других гениев, способных задать моде новый виток развития».

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера