ВХОД
Продолжаем публикацию статей из цикла «Теория и практика имидж-дизайна», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).
Константин Богомолов
ИМИДЖ-ДИЗАЙН: ОТ ИДЕИ К ОБРАЗУ
Сегодня услуги имидж-дизайнеров и стилистов требуются во многих областях: в индустрии моды, шоу-бизнесе, политике, рекламе и пр. Процесс создания имиджа в каждой из этих сфер имеет много специфических особенностей и разновидностей. Тем не менее, все эти разновидности можно свести к двум принципиальным вариантам. Условно назовем их «театр» и «клиент».
Весь мир — театр
Творцом сценического имиджа, то есть имидж-дизайнером, в театре является режиссер. Процесс создания им театрального образа можно представить в виде схемы:
Схема «театр»
Как мы уже выяснили в предыдущей статье («Секреты стильного имиджа»), имидж состоит из пяти компонентов: ФАКТУРА, РОЛЬ, КОСТЮМ, АНТУРАЖ и STORY. Приступая к работе над театральным имиджем, режиссер получает в качестве исходных данных один из его компонентов — STORY, воплощенный в пьесе или сценарии. Но для создания визуального образа одной истории недостаточно. Она может быть истолкована по-разному в зависимости от ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ самого режиссера и запросов предполагаемой ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ.
В качестве примера вспомним знаменитые версии образа шекспировской Джульеты, воплощенные на киноэкране Нормой Ширер в 1936 году, Оливией Хасси в 1968-м и Клэр Дейнс в 1996-м. Они так не похожи друг на друга! В первом фильме Джульета выглядит чувственной, возвышенной, драматичной и почти роковой, во втором — слащаво-романтичной, невинной и кукольной, а в третьем она напоминает «дечонку из соседнего двора», воплощение простоты и обыденности. Но один компонент во всех трех версиях остался неизменным — это история, то есть шекспировский текст. Именно оригинальность художественной концепции режиссеров каждого из этих фильмов позволила им на основе тысячи раз сыгранной пьесы показать зрителю неповторимый ассоциативный образ.
Слева направо: Норма Ширер, Оливия Хасси, Клэр Дейнс в роли Джульеты
Создание АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА и есть основная задача имидж-дизайнера. Прежде чем выбирать актера на роль и шить ему костюм, следует очень хорошо представлять, какие ассоциации должен вызвать создаваемый имидж у предполагаемой публики. И лишь затем можно приступать к оставшимся четырем компонентам.
На многочисленных кастингах будут просмотрены сотни лиц, пока не будет найдена именно та ФАКТУРА, то есть внешность актера, которая соответствует концепции образа. В ходе репетиций будет отработана РОЛЬ. А затем художники и стилисты, воплощая замысел имиджмейкера, создадут для актера КОСТЮМ (одежду, прическу и грим), окружат его АНТУРАЖЕМ — декорациями, светом, музыкой. И если у сидящих в зале зрителей возникнут ассоциации, адекватные замыслу режиссера, можно считать, что имидж-дизайн удался.
Рассмотренная схема, давно ставшая классической в театре и кино, сегодня используется современными стилистами в самых разнообразных областях. Они обращаются к ней, работая для рекламы, показов мод, видеоклипов, фотостайлингов и обложек журналов. Так же, как и режиссер в театре, имидж-дизайнер разрабатывает ассоциативный образ, а затем подбирает соответствующую ему модель, костюм и остальные компоненты.
Но как только речь заходит о клиенте, вся схема меняется.
Клиент всегда прав
Клиентом имидж-дизайнера может быть любой человек, заказывающий свой имидж. Например, поп-звезда, политик или светская дама. В наиболее общем случае схема создания имиджа клиента выглядит так:
Схема «клиент»
И в этой схеме мы видим уже известные нам пять компонентов имиджа. Но, в отличие от театра, здесь имидж-дизайнер имеет дело с человеком, которого не выбирают на кастингах. Клиент сам является «исходными данными» для создаваемого имиджа. А именно: его ФАКТУРА, то есть внешние данные; его STORY — имя, возраст, профессия, социальный и семейный статус; его РОЛЬ — манера поведения, походка, голос. К исходным данным следует отнести и так называемый «ЗАКАЗ». Он может быть сформулирован по-разному в зависимости от специфики конкретного клиента. Например, если нашим клиентом является звезда шоу-бизнеса, то заказ выражается в виде запросов предполагаемой аудитории, если политик, то это социальный заказ электората. А если мы имеем дело с обычным человеком, не связанным с шоу-бизнесом или политикой, то в качестве заказа рассматриваем его собственную психологическую мотивацию и отношение к модным тенденциям.
На основе этих исходных данных имидж-дизайнер сначала должен разработать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, и лишь затем переходить к созданию двух оставшихся компонентов имиджа, которыми являются КОСТЮМ (одежда, аксессуары, макияж, прическа) и АНТУРАЖ (вещи, окружающие клиента — от авторучки до интерьера). Таким образом, и здесь на первый план выходит идея. Так же как театральному режиссеру, не имеющему концепции образа, не удастся выбрать подходящего актера, так и имидж-дизайнеру, работающему с клиентом, нельзя начинать с прически или платья, предварительно не разработав обоснованную концепцию его имиджа. В противном случае стилист становится на ненадежный путь проб и ошибок, который в работе с клиентом недопустим. При этом отсутствие идеи невозможно компенсировать ни высоким техническим мастерством, ни осведомленностью в коммерческих тенденциях, ни престижностью и ценой используемых продуктов моды.
От идеи — к образу
Сложность и многообразие проблем в создании стильного имиджа привели к появлению профессии имидж-дизайнера — специалиста, занимающегося созданием образа с учетом всех его компонентов.
Впрочем, сегодня каждому специалисту, работающему в области моды (парикмахеру, визажисту, портному, продавцу бутика), приходится быть имидж-дизайнером. Для этого ему недостаточно уметь подобрать модную прическу и согласовать высоту каблука с покроем платья. Он должен быть еще и психологом, и художником, и даже режиссером. Работая только над одним элементом имиджа, стилист должен понимать и учитывать всю систему в целом, он должен сформулировать и предложить клиенту ИДЕЮ. Бесцельный метод проб и ошибок недопустим.
Что ж, уважаемые коллеги, мы выбрали не самую простую профессию. Сегодня, чтобы быть имидж-дизайнером кроме специализации в области парикмахерского искусства, макияжа или дизайна одежды необходимо изучение основ психологии имиджа, приобретение навыков ассоциативного дизайна, освоение профессиональных подходов к имидж-дизайну в различных специфических областях. Всем этим вопросам мы планируем уделить внимание в следующих публикациях.
Другие статьи:
Семинар Константина Богомолова «Стильный имидж: теория и дизайн» состоится в Иркутске 24—26 ноября 2010 г.
Оформить предварительную заявку на участие можно ЗДЕСЬ.
Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.
Комментарии
Оставить комментарий