Поиск

Будущее украшение надо полюбить. Интервью с дизайнером Ольгой Скрябиковой

29.09.2014

«Будущее украшение надо полюбить». Интервью с дизайнером украшений Ольгой Скрябиковой.

Ольгу Скрябикову я нашла на просторах интернета, как бы банально это ни звучало, совершенно случайно. Я усердно искала дизайнера, который создавал бы необыкновенные украшения и готов был сотрудничать с полоумным начинающим стилистом. И нашла. Не просто нашла, а откровенно потеряла голову от некоторых ее произведений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мне захотелось чуть подробнее распросить ее о том, как она пришла к созданию Красоты. 

- Как началось ваше увлечение? Когда Вы поняли, что ваше - это именно украшения, а не что-либо иное? 

Ольга: Мне удалось попробовать очень много видов рукоделия - шить и вязать я научилась еще в детстве, в юности мои наряды, в большинстве своем, были изготовлены собственноручно. Я пробовала выпиливать лобзиком, рисовать, вышивать, играла на фортепиано, участвовала в  ВИА, пыталась сделать цветомузыкальную установку, осуществить проект помешал тогдашний дефицит деталей. Позже мои увлечения расширялись - долгое время я была семейным фотографом, во время перестройки научилась даже шить шапки.  Мое увлечение украшениями возникло как-то само собой, душа потребовала - ведь любовь к украшениям живет в любой женщине издревле. Мне захотелось не просто нарядить себя, а создать нечто интересное и необычное своими руками. Сначала это были вязанные крючком слингобусы для моей племянницы и  её малютки, в качестве подарков для детей родных и  знакомых. Потом мое внимание привлекли  «воздушки» - бисерно- кипенные  вязаные крючком колье. Но для удовлетворения творческой жажды этого оказалось мало - я поняла, что  меня завораживают трудоемкие и сложные в исполнении  украшения. Так  появилась серия  бисерных колье в технике плотного вязания,  для финишного оформления которых потребовались  специальные навыки работы с проволокой. Тогда я поняла, что  багаж навыков и умений  для изготовления украшений требуется постоянно пополнять и  расширять, чтобы успеть за полетом фантазии и с  энтузиазмом принялась за  проволоку. Можно сказать, что в этот момент наступил «медный» период в моем творчестве.  Насколько  благодатный материал - медная проволока!  Из неё можно сотворить  любое украшение. Для этого её требуется отжигать и отбеливать, гнуть, крутить, ковать, патинировать, полировать. Постепенно у меня появился необходимый инструмент – кусачки, круглогубцы и плоскогубцы, молотки и наковальни, горелка и кое-что из химии, напильники и шлифовки, дрель и гравер. Гальваника и травление. Эти два слова  звучали для меня как заклинания алхимиков. Но, как говорится, дорогу осилит идущий! Поэтому я стала плотно изучать эти техники работы  с металлом  после увиденного в  интернете фото омедненного насекомого. Наступил момент, когда  мои желания и возможности совпали - я купила блок питания и химикаты, необходимые для процесса.  

 - Как к Вашему увлечению отнеслась семья?

Ольга: Рукоделие в нашей семье – нормальное явление. Мои родители с детства своим примером побуждали меня и сестер к творчеству и помогали во всем. Мои муж и дети с интересом наблюдают за моими «университетами». Поскольку гальваника и травление требуют разнообразных специальных навыков, я с благодарностью принимаю советы моего мудрого отца и мужа. Они, так же как и мои друзья и знакомые, знают, кому пригодятся  обрезки медных труб и проволоки для гальваники. На их строгий суд я несу все свои новорожденные украшения. 

- Говорят, что гальваника - не совсем женское дело?

Ольга: В наше время возможностей уже никого не удивишь, что женщины водят машины, летают в космос, руководят большими коллективами. Если женщина не боится лабораторного блока питания и знает, как с ним работать, может грамотно составить пропорции химикатов для электролита, не побоится испортить маникюр, работая со слесарным инструментом и электроинструментом – амперметр ей в помощь!

- Расскажите о гальванике чуть-чуть подробнее.  

Ольга: Медная гальваника (электроформинг) - гальванизация - это электрохимический процесс нанесения меди на объект. После предварительной подготовки – нанесения электропроводного слоя - омеднить можно любой предмет. Подготовленный объект подсоединяется к катоду, опускается в электролит, на другой электрод (анод) подвешивается медная пластина, подключается ток при помощи  блока  питания и происходит  процесс  омеднения. Спустя время, необходимое для нанесения на объект требуемого слоя меди, предмет вынимается из ванны, шлифуется, далее патинируется по желанию, после полируется для придания блеска. Существует множество добавок к рецептуре, позволяющих улучшить качество покрытия и облегчить обработку поверхностей предмета. 

- Из чего состоит Ваш рутинный инструментарий?

Ольга: Основной инструмент для гальванизации - лабораторный блок питания, электролит. Так же необходима ванна для электролита. Некоторое количество проводов на контакты и подвесы. Далее используется шлифовальный инструмент, надфили, напильники, гравер, дрель. Кроме того - бокорезы, пассатижи, щипцы, пинцет, кисти, молоток, сверла, пилки. И некоторое количество химических реактивов для отбеливания, пассивации, нейтрализации и придания цветов и оттенков меди, а так же для патинирования. Нужно обязательно применять защитные средства для рук и дыхательных путей - перчатки, маску. Очки для защиты глаз и фартук для защиты одежды от брызг электролита.

- Сколько инструментов и приборов Вы используете для того, чтобы создать одно украшение?

Ольга: Гальваническая ванна с электролитом используется некоторое время без замены, в периодической фильтрацией электролита, а остальные перечисленные инструменты и материалы необходимы практически все для создания и обработки каждой омедненной детали украшения. В дальнейшем, для сборки более сложного украшения, например колье с гальваническим листиком, бусинами, замочком, используется набор из плоскогубцев, круглогубцев, бокорезов, молоточка и наковальни. 

- Можете вспомнить самое первое свое изделие?

Ольга: Первое мое  изделие, родившееся после множества поначалу неудачных опытов, показалось мне верхом совершенства! Листик березы. Теперь- то я понимаю, что он был и кривым, и  тоненьким, и «поджаренным».  Но как  им можно было не  восхищаться - он был первым!

- Есть ли среди ваших работ такая, которую Вы точно никогда не забудете, сколько бы украшений вы не сделали еще? 

Ольга: Это был кулон из листика домашнего растения «Фатсия самурай». Омедненный, окрученный проволокой и с  подвесками из сердоликовых бусин. В ней были использованы разные техники: гальваника, чеканка, кручение проволоки, патинирование. Эта работа была одной из первых и поэтому особенно  запомнилась. А в целом, все работы  получаются разные, особенные и, поскольку в каждую вложена частица души и много труда, они становятся незабываемыми. Кроме того, в работе я использую природный материал - листики, веточки, шишечки, разнообразные соцветия. А природа не повторяется. Ветки сирени, осины, соцветия трав и сухоцветы, желуди, орешки, веточки туи – они иногда «выбрасывают» очень красивые листики. Природные материалы хорошо гармонируют в украшениях с натуральными камнями.

- Чем вы вдохновляетесь, создавая свои украшения?

Ольга: Вдохновение... Теперь отчетливо я понимаю поэтов и художников, ожидающих свою музу и воодушевляющихся природой. Солнечный зайчик, капля росы, абрис  облаков, игра света в листве… Например, хрупкий весенний листок в прожилках осенью пожелтеет и упадет на землю. А если его подобрать, обласкать, омеднить - он сохранит свою форму в меди. Чтобы  создать украшение, которое  будет привлекать взгляд  и радовать, нужно уловить настроение, характер будущей вещи, полюбить его и отнестись строго и критически к изготовлению. Я думаю так.  Это трудно.  Но это – правильно.

- Вы уже принимали участие в каких-либо выставках, ярмарках, конкурсах? Планируете еще?

Ольга: Долгое время я «сидела в подполье» - стеснялась показать свои работы. Но сейчас я участвую во всех возможных ярмарках изделий ручной работы, после того, как получила поддержку и одобрение наших иркутских рукодельниц и любителей, за что хочу сказать большое им спасибо!  Моей первой выставкой ручной работы была «Метелица» в Галерее Революция, на которой мои работы привлекли внимание ТВ, «Зеленый квадрат» от «Байкальской экологической волны», где мои работы завоевали призовое место в конкурсе зрительских симпатий, «Весенний переполох», выставка-ярмарка Новогодний подарок  в Иркутском выставочном комплексе Сибэкспоцентр от  портала 38mama.ru, ярмарка-выставка в «Модном квартале», «Иркутский Арбат» от «Территории творчества», выставки хэнд мэйд.Некоторые мои работы можно увидеть в магазине «Лунная кошка» на улице Тимирязева, 37. Кроме того, я планирую принимать участие во всех возможных выставках ручной работы.  

- Ольга, а Вы не думали сделать целую коллекцию, посвященную единственной теме? 

Ольга: В моих планах  зреют несколько задумок, которые, надеюсь, оформятся в создании коллекций украшений, посвященных наскальным рисункам Прибайкалья и Забайкалья, русской, древнеславянской символике, тематической коллекции, посвященной природе Сибири. Сейчас мне, к моему удовольствию, поступают приглашения для участия в фотосессиях, что весьма лестно и приятно! Для этого недавно я сделала две коллекции украшений. Один комплект в народном стиле, кружевное колье и серьги. Другой очень  характерный, спиральный – колье, серьги и корону (комплект был задействован в фотопроекте Doppelganger – прим.ред.).

Этим летом молодой московский дизайнер Катерина Останина на Летнем показе 2014г. в МХПИ, Backstage, продемонстрировала свою коллекцию нарядов и  в качестве аксессуара использовала сделанное мной воздушное колье «конфетти». Несмотря на то, что это маленькое украшение, а не коллекция, я очень довольна тем, что  помогла автору в работе! Кроме того, на одной из выставок в Иркутске мне поступило  приглашение на оформление индивидуальной экспозиции моих работ в Филиале Музея истории города Иркутска «Городском выставочном центре им. В.С. Рогаля».   Предполагаю создать яркую, необычную коллекцию украшений из природных материалов и минералов для оформления экспозиции. Внимание к моим работам меня очень вдохновляет и обязывает, что дает дополнительный импульс работе.

- Кто обычно покупает ваши украшения?

Ольга: Мои украшения находят  своих хозяев в среде молодежи, селебрити, творческих людей, среди людей со вкусом и ценителей необычных изделий ручной работы. Свои украшения я подвергаю специальным процессам «старения», которые придают им вид древности, «выкопанной из кургана».  Кроме того, всем известны целительные свойства меди и изделий из неё. А гальваническое омеднение как раз позволяет наносить слой практически чистой меди на предмет, что может использоваться в  лечебных и профилактических целях. Поэтому многие люди заказывают кольца, браслеты, пояса из меди для лечения.

- Какие работы среди всего созданного Вы можете назвать самыми популярными? 

Ольга: Все работы встречают интерес. Кольца, крученые из проволоки и гальванически омедненные, кулоны из проволоки и омедненного фарфора, колье с омедненными элементами и натуральными камнями, но особенно популярны омедненные натуральные листики!  В глазах вспыхивает удивление и  восторг, когда человек узнаёт, что под слоем меди находится натуральный листик!


- Ольга, каковы творческие планы на ближайшее будущее?

Ольга: Планов очень много! Еще не все листики в округе омеднены! А если серьезно, хочется работать и работать. Гальванирование - довольно длительный процесс. Весь процесс занимает от 3 до 8 дней, а в это время приходят еще идеи  и проекты. Иногда досадую, что в сутках всего 24 часа! Тем более, у меня запасено великое множество природного материала для работы! Грядет подготовка к выставке в музее им. В.С. Рогаля, к разнообразным городским  выставкам-ярмаркам. А еще есть идея, которая настойчиво стучится в двери моей мастерской - хочу попробовать гальваническое серебрение. Это еще более тонкий и сложный  процесс, в котором потребуются  терпение и настойчивость и немного удачи. 

Текст - Ирина Шувалова

Читайте также

Модный обзор, 07.12.2017
Бесплатная экскурсия по выставке художника, ювелира, оружейного мастера Жигжита Баясхаланова 
Модный обзор, 09.01.2018
Курсы по стилю от Ольги Жуковой
Модный обзор, 18.12.2017
Встреча проекта "Женская среда" с Кристина Скобина

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram